Астрофизики в первый раз увидели сжатие белого карлика

Как обозначил Сергей Попов, благодаря этому открытию астрофизики смогут проверять модели эволюции молодых белых карликов и искать идентичные системы в галактике. Данная гипотеза превосходно объясняет особенно большую скорость изменения периода пульсара, говорится в статье, опубликованной в Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

Учёные проводили исследование источника рентгеновских лучей в двойной системе звёзд HD49798, которая находится на расстоянии 2-х тыс. световых лет от Земли в созвездии Корма. В иных подобных системах отдача вещества значительно мощнее: «уже она определяет, как белый карлик крутится, почему заметить красоту сжатия невозможно», — цитирует С. Попова pr-служба.

В созвездии Кормы находится голубая звезда под названием HD 49798.

Буквально недавно астрономы обнаружили, что скорость вращения компактного объекта уверенно растет на протяжении последних 20 лет. Оказалось, что этот период уменьшается со скоростью приблизительно 2x10 секунд в секунду (60 наносекунд в год). Соответственно, источник в рентгеновском спектре прослеживается благодаря аккреции вещества, попадающего на карлика из звездного ветра от его звезды-спутника. Что это — белый карлик либо нейтронная звезда — было предметом споров на протяжении многих лет. Все эти варианты были рассмотрены и отвергнуты в работе Мерегетти.

В институте подчеркнули, что «белый карлик сжимается подобно тому, как фигурист складывает руки на груди, чтобы скорее крутиться», — отмечают в МГУ.
Чтобы проверить эту гипотезу, они смоделировали эволюцию белого карлика с массой, соответствующей HD 49798, при помощи разработанной ранее программы.

Как показали эти расчетов, белый карлик возрастом в 2 млн лет должен сжиматься со скоростью приблизительно в сантиметр в год, что безупречно соответствует тому, какими темпами растет скорость вращения второй половинки HD 49798.

Рассчитанная зависимость скорости изменения периода пульсара от возраста звезды. Это крайне трудно пояснить в контексте и той, и другой версии природы данной звезды, что еще больше загнало астрономов в тупик. Астрофизики из РФ и Италии раскрыли природу таинственной двойной системы HD 49798 в созвездии Кормы, доказав, что одним из ее жителей является молодой белый карлик, чья материя поэтапно сжимается, но не нейтронная звезда, как считали некоторые ученые. Десятки лет было понятно, что молодые белые карлики сжимаются. Саму же фазу сжатия «вживую» мы никогда не могли видеть. И уникальность системы, которую мы наблюдали, заключалась в том, что белый карлик был как как будто «подсвечен» благодаря перетеканию вещества с соседней звезды.